GTL


Термин GTL (газ-в-жидкость) относится к небольшому числу технологий, предназначенных для преобразования природного газа в жидкие углеводороды. Данные технологии являются альтернативой традиционным способам переработки неочищенной нефти и коммерциализации природного газа. На основании метода Фишера - Тропша, который был разработан в начале 20 века и нашел широкое применение при создании синтетического топлива во время Второй мировой войны, процесс состоит из нескольких этапов:

  • газоочистка, удаление воды и примесей; 
  • риформинг природного газа для получения синтез-газа;
  • процесс преобразования Фишера-Тропша для получения синтетической нефти;
  • получение конечных продуктов.

Результатом реакции Фишера - Тропша могут являться такие продукты как синтетическая нефть, нафта, фракции дизельного топлива, керосина и бензина. Таким образом, потенциальными рынками для реализации топлива GTL являются рынки транспортного топлива и химического сырья. В процессе GTL для производства 1 барреля продукции необходимо 260-290 м3 природного газа.

В течении последних 20 лет коммерческое тестирование процесса GTL проводилось на четерех крупномасштабных заводах. Это завод PetroSA расположенный в Mossel Вау, Южная Африка, завод GTL компании Shell, Бинтулу, Малайзия, «ORYX GTL», компании Sasol, «Pearl» GTL, компании Shell, город Ras Laffan, Qatar.

В последние десять лет наблюдается растущий интерес к разработке проектов СИ в более крупных масштабах; также было разработано или заявлено о разработке нескольких заводов мирового масштаба. Причины такого интереса обусловлены несколькими факторами:

1.  Перспективы спроса на дизельное топливо для автомобильного транспорта, в следствии тенденций к увеличению количества автомобилей с дизельным двигателем.
2. Ужесточение экологических требований к дизельному топливу. По сравнению с традиционным дизельным топливом дизель СИ практически не содержит серы и ароматических веществ, имеет более высокое цетановое число и более низкую плотность. Дизель СИ может использоваться в качестве смесевого компонента для улучшения качества «стандартного» дизеля на рынках, где технические характеристики становятся все строже.
3. Стремление монетизировать малые запасы природного газа в странах с небольшими рынками.
4. Стремление сократить сжигание попутного нефтяного газа и найти более экономичный вариант его использования.
5. Продиктованные существенной разницей в стоимости одной единицы энергии, содержащейся в нефти и газе.

Особое внимание на сегодня уделяется проектам небольшой производительности. Применяемая технология в этих проектах основана на классическом процессе Фишера-Тропша, но с инновационным типом реактора «микроканальный реактор для синтеза Фишера-Тропша». Одними из разработчиков такого реактора является компания Velocys (Oxford Catalysts).

В традиционном заводе GTL процесс Фишера - Тропша происходит в огромных реакторах со стационарным слоем или слоем взвешенного осадка. Такие реакторы предназначены для работы в очень больших масштабах. Они требуют капитальных вложений в размере $ 3 млрд. и более, и являются экономически целесообразными для заводов с производительностью как минимум 30 ООО баррелей в день (около 3800 т/сут). Из всех известных мировых запасов газовых месторождений только около 6% достаточно велики для того, чтоб обеспечивать сырьем такой большой завод.

Малые заводы GTL по технологии Velocys предоставляют экономически целесообразный способ использования небольших и удаленных запасов газа. Технология позволяет построить заводы GTL., которые обрабатывают 100 - 1 500 млн. м3 в год газа, производя 1000 - 1 5000 бар/день жидкого топлива. Капитальные затраты, эксплуатационные расходы и размер завода - все значительно снижаются по сравнению с традиционным заводом GTL.